Береговые батареи Дальнего Востока России
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

С.В. Киреев

СТАНОВОЙ ХРЕБЕТ[1]

береговая батарея № 934 Де-Кастринской военно-морской базы.

(по материалам полевого исследования)[2].

Отношения Японии с Россией, а затем с СССР всегда были достаточно сложны, и береговые батареи, построенные по всему Тихоокеанскому побережью от Хасана до Чукотки тому свидетельство. Несколько береговых батарей было построено и в районе порта Де-Кастри. Строительство береговых батарей в этом районе обуславливалось следующим: Де-Кастри имеет выход на бассейн р. Амур, в районе озера Кизи. Залив Де-Кастри по своим глубинам, протяженности береговой черты, является удобным местом высадки морского десанта, который, захватив Де-Кастри, мог выйти к озеру, а через него к р. Амур. Затем, применив артиллерию, мины, легкие плавсредства, японские вооруженные силы могли перекрыть Амур. Таким образом, Николаевск-на-Амуре отрезался от остальной страны, и его взятие становилось делом времени. С 1931 г. когда Япония оккупировала Маньчжурию и вышла на сухопутные границы СССР, обе стороны стали активно готовиться к будущей войне. Учитывая абсолютное господство на море японского флота, советское командование было вынуждено развернуть работы по строительству береговых укреплений предназначенных для отражения возможных десантов японских вооруженных сил. В первую очередь береговые батареи возводились во Владивостоке, Николаевске-на-Амуре, Де-Кастри. Так как оборона Де-Кастри возлагалась на армию, там был сформирован 104-й Де-Кастринский укрепрайон подчиненный ОКДВА[3].

Первые береговые батареи в Де-Кастри (№ 931, 932) были введены в строй в 1932 г., сначала на временных основаниях, а в 1934 году перестроены в капитальные.[4] Первая из них имела на вооружении 152-мм пушки Канэ, вторая 120-мм пушки Виккерса. Кроме данных батарей в Де-Кастри находилась подвижная батарея № 933, имевшая на вооружении 152-мм осадные пушки обр. 1910 г. системы Шнейдера. Данные батареи могли бороться с вражескими кораблями классом до лёгкого крейсера включительно, для борьбы с более тяжёлыми кораблями требовалась батарея вооружённая более тяжёлой артсистемой. В 1933 г. начинается постройка береговой батареи № 934 на четыре 180-мм пушки.

По своему расположению батарея относилась к типу закрытых: со стороны моря не просматривается. Командный пост (КП) вынесен на гору Давыдова. Огневая позиция находится в дух километрах на северо-запад от КП. По своему расположению батарея контролировала вход в залив Де-Кастри, с северной стороны. На огневой позиции находится четыре орудийных блока, разнесенных на 60 метров друг от друга. На левом фланге батареи, на расстоянии 60 метров от крайне левого орудийного блока, на одной линии расположена силовая станция. Защита командного поста, орудийных блоков, силовой станции рассчитывалась на попадание 203-мм снаряда. Все орудийные блоки и силовая станция связаны между собой потерной глубокого залегания, от первого орудийного блока потерна поворачивает на 71 метр вперед батареи, где заканчивается аварийным выходом. Со стороны военного городка также проложена потерна, позволявшая артиллеристам по тревоге занять свои места, не выходя на поверхность. Потерна имела сводчатую конструкцию, по ней проходили различные кабели: связи, силовые, приборов управления огнем, трубопроводы. Под орудийными блоками к потерне примыкают помещения для хранения баллонов с запасом сжатого воздуха для продувки каналов стволов орудий после выстрела. Командный пост и орудийная позиция связывались между собой силовым кабелем глубокого залегания, глубина залегания также рассчитывалась на попадание 203-мм снаряда. Кабель предназначался для передачи данных для стрельбы с командного пункта на орудия.

Орудийный блок береговой батареи № 934 был выполнен по типовому проекту, использованному при возведении батарей №  901, 902, 905, 982. Блок представляет собой заглубленное в землю одноэтажное казематированное сооружение, покрытие которого послужило в качестве орудийного дворика для артиллерийской установки МО-8-180. Внутри блок капитальными переборками делился на: снарядный погреб, два зарядных погреба, два перегрузочных отделения, две казармы личного состава, подштыревое кабельное отделение. Лёгкими переборками выделены: тамбур, сквозной поперечный коридор, помещение воздухозабора, фильтровентиляционная, душевая, гальюн, командирская каюта, два тамбура зарядных и снарядного погребов. Блок был подключён к системам холодного и горячего водоснабжения, парового отопления, электроснабжения. Кроме того, блок оборудовался аварийным освещением от аккумуляторной батареи. Входная дверь, двери в снарядные, зарядные погреба и подштырьевое кабельное отделение были бронированные, остальные деревянные. В центральной части блока имеется люк ведущий в шахту потерны оборудованный скоб-трапом. Вход в блок защищался коленчатым сквозником. Наружные боковые стены и покрытие блока имеют толщину 1,5 метра, напольная стена 2 метра. Покрытие блока имеет противооткольную защиту в виде двутавровых стальных балок с вставками полос из котельного железа. Высота помещений блока составляет 2,5 метра.

Орудийный дворик имеет в плане прямоугольную форму в 20 метров по ширине и 16 метров по глубине, в центре которой размещается орудийная установка. С фронта и частично с флангов орудийный дворик защищался железобетонным бруствером высотой 3,12 метра. Конструктивные особенности артустановки МО-8-180 заставили внести в типовой проект изменения: чтобы обеспечить орудию пространство для отката ствола при больших углах возвышения, оно было установлен на бетонное основание в виде усечённого конуса высотой 1,59 метра, внутри конуса была проложена труба для кабелей передачи данных стрельбы. Заряжать вручную орудие на такой высоте не представляется возможным, поэтому вокруг тумбы была сооружена навесная палуба толщиной 0,12 метра для обеспечения работы расчёта. Высота палубы над напольным перекрытием 1 метр, опиралась палуба на систему бетонных столбов не связанных с напольным покрытием, то есть держалась под собственным весом. В центре палубы, был оставлен круглый в плане зазор для обеспечения нормального отката ствола. С внешней стороны бруствер имеет земляную обсыпку. На флангах бруствера расположены по паре горизонтальных проёмов для подачи боезапаса, а в средней части расположены две пары ниш для боезапаса первых выстрелов.

В снарядном погребе имелось пять столов, на которых на съёмных деревянных рамах хранились уложенные друг на друга в четыре слоя снаряды, которые поочерёдно сдвигали к располагавшимся у линии подачи вертикальным стойкам, оборудованным стопорными приспособлениями для удерживания снаряда от падения и подъёмными лотками. С помощью этих лотков снаряды опускались на линию подачи, устроенную в виде рольганга с деревянными катками. Далее снаряды вручную проталкивались в отверстия в межказематных стенах в одно из двух перегрузочных отделений[5]. Двадцать один снаряд хранился в вертикальном положении в нише напротив линии подачи.

Помещения зарядных погребов, примыкающие к одному из перегрузочных отделений каждое, оборудовались металлическими стеллажами для хранения полузарядов, упакованных в железные оцинкованные пеналы. Всего в одном погребе хранилось 138 зарядов, следовательно, общий боезапас орудия составлял 276 выстрелов. Полузаряды вручную извлекались из пеналов и в поперечном положении подавались через противопожарный турникет в перегрузочное помещение. На случай пожара, погреб имел систему орошения со спринклерами закреплёнными на потолке.

В каждом из двух перегрузочных отделений помещалась нижняя часть элеватора подачи боезапаса из погребов в орудийный дворик, работавшего как от электрического, так и ручного привода. Верхняя часть элеватора размещалась в шахте в толще бруствера. Снаряды подавались в питатель элеватора по рольгангу, а полузаряды - вручную. В верхнюю часть питателя помещался снаряд, а в нижнию – два полузаряда. Затем снаряд и полузаряд перекатывались в зарядник (лоток, прикреплённый к цепи элеватора), находящийся в нижнем положении. После подъёма зарядника к верхнему проёму в брустверной стенке подходил снаряд, а к нижнему – полузаряды. Благодаря уклону проёмов в сторону орудийного дворика снаряд и полузаряды выкатывались из зарядника наружу. Снаряд выкатывался на металлический разгрузочный стол высотой 0,9 метра, примыкающий вплотную к верхнему проёму. Далее 97-килограмовые снаряды подавали к орудию вручную[6], для чего использовались специальные носилки (бомбонос) обслуживаемые двумя краснофлотцами крепкого телосложения. Полузаряды, выкатывавшиеся из проёма под перегрузочным столом, также подавались к орудию вручную.

Орудийная установка МО-8-180 имеет довольно необычную историю. Орудие использовавшиеся в ней было разработано как 8/50-дм (203-мм) пушка британской фирмой Виккерс по заказу России. Первые стрельбы были проведены в 1905 году. Орудие производилось как в Англии на заводах Виккерс, так и на Обуховском заводе, который ставил на орудие замки своей системы. Орудие устанавливалось в корабельные башни (броненосцы «Император Павел I», «Андрей Первозванный», броненосный крейсер «Рюрик»), башни береговых батарей (№ 9, № 20). Также орудие выпускалось в установке на центральном штыре, такие установки были установлены в казематах эскадренных броненосцев («Император Павел I», «Андрей Первозванный», «Евстафий», «Иоан Златоуст»), и открыто за щитовыми установками (штабной корабль «Георгий Победоносец», учебно-артиллерийский корабль «Пётр Великий»). Кроме того орудие устанавливалось на железнодорожные транспортёры. В годы гражданской войны данные орудия снимались с кораблей и устанавливались на баржи (плавбатареи), железнодорожные платформы в составе бронепоездов. К началу 1920-х годов корабли имевшие на вооружении данную артсистему пошли на слом, а 203-мм пушки были переданы в береговую оборону. Башенные орудия вместе с башенными установками были установлены на береговых батареях Балтийского флота, установки на центральном штыре обосновались на береговых батареях Черноморского флота. Девяти орудиям данной артсистемы была уготована необычная судьба. В 1931-1935 гг. девять стволов прошли модернизацию на Ленинградском Металлическом заводе (ЛМЗ), в ходе модернизации было произведено перестволение орудий с калибра 203-мм на 180-мм (орудие получило обозначение Б-1К). В результате длина ствола составила 56 калибров, так как боезапас был заимствован у 180/57-мм пушки Б-1-П, то баллистические данные этих орудий были практически идентичны. Ствол пушки Б-1К скреплялся четырьмя слоями, нарезка ствола мелкая. Затворы применялись как системы Виккерса, так и Обуховского завода. В первом случае угол возвышения ствола достигал +50 градусов, во втором случае +47,5 градуса, действие затвора вручную, заряжение картузное при угле возвышения +15 градусов, досылание боеприпаса – ручное. Противооткатные устройства расположили над стволом. Компрессор гидравлический, веретенного типа, накатник гидропневматический. Приводы вертикального и горизонтального наведения имеют муфту Дженни №5. Подъёмный механизм секторного типа. Прицельное устройство МО-1-180 с телескопической прицельной трубкой ТПТ-3-9. Вес снаряда – 97 кг. Скорострельность – 5 выстрелов в минуту. Дальность стрельбы – 37 км. Численность расчета – 13 человек[7]. Всего было перестволено девять стволов: один (№ 1203а) был использован как опытный для подбора зарядов к пушке Б-1К[8], четыре в установках МО-8-180 установлены на береговой батарее № 934, четыре в качестве запасных на этой же батарее. Таким образом, береговая батарея № 934 стала единственной в СССР обладательницей артиллерийских установок МО-8-180.

На левом фланге батареи, в 60 м от четвёртого орудийного блока расположена силовая станция. В её помещениях расположены: дизель генераторы для электроснабжения всех боевых механизмов и приборов. В отдельном помещении находился компрессор ГАРТО, для набивки баллонов сжатым воздухом. Внутри блока располагалась котельная, оборудованная 3 котлами. Вода подавалась центробежными электронасосами. Кроме того, имелись механическая мастерская, ёмкости для топлива и воды, кубрик личного состава, каюта командного состава, душевая, гальюн.

Блок силовой станции возведен в виде двухэтажной казематированной постройки, заглубленной в землю. По своей планировке силовая станция относится к стандартному типу. Станции подобного типа имели батареи № 901, 902, 905, 925, 982, хотя в каждой из них имелись незначительные отличия во внутренней планировке. Три помещения станции являлись общими для обоих этажей, самыми крупными были помещения дизель-генераторов. Вход в блок прикрывался коленчатым сквозником, с входными проёмами одинаковой ширины, входная дверь и дверь в хранилище мазута были броневыми, внутренние деревянные. Сообщение между этажами осуществлялось через люк в центральной части блока оборудованный скоб-трапом, либо через помещение первой дизель-генераторной оборудованной металлической лестницей. Защитные свойства блока рассчитывались на попадание 203-мм снаряда. Потолок верхнего этажа имеет противооткольную одежду из двутавровых балок с вставками между ними полос котельного железа. Люк шахты, ведущей в потерну, располагался в центральном коридоре нижнего этажа, напротив блока помещений предназначенных для личного состава.

Командный пост батареи расположен на горе Давыдова, с которой хорошо просматриваются подходы с моря к заливу Де-Кастри (сейчас залив Чихачёва). Командный пост батареи также возведен по типовому проекту: такие же имели батареи № 905, 925, с незначительными различиями в расположении внутренних переборок. Командный пост представляет собой двухэтажный железобетонный блок. На верхнем этаже располагались следующие помещения: штабные, фильтровентиляционной установки, гальюн, душевая, тамбур и другие. На нижнем этаже располагались: центральный пост, с комплексом приборов управления стрельбой образца 1929 года «Баррикада» с трансформатором азимута-дистанции[9], дизель-генератор, отопительный котел с нефтяным отоплением, помещения личного состава. Сообщение между этажами осуществлялось через два люка в межэтажном перекрытии. Малый люк предназначался для движения личного состава и был оборудован скоб-трапом, большой люк предназначался для перемещения габаритных грузов. В нижнем этаже блока, по соседству с помещениями личного состава, устроена шахта, ведущая в потерну, которая выходит за пределы КП. Между командным постом и позицией батареи была проложена траншея по которой проходил кабель передачи данных для стрельбы. Вход в блок прикрывается коленчатым сквозником, входные проёмы имеют одинаковую ширину. Защита блока рассчитана на противодействие 203-мм снаряду. Потолок верхнего этажа имеет противооткольную одежду из двутавровых балок с вставками между ними полос из котельного железа.

В покрытие блока вмуровывались две бронерубки КБ-250, изготовленных Ижорским заводом по чертежу № 1900 на постаменте чертежа № В 33709[10]. Одна рубка предназначалась для командира батареи, вторая для командира артиллерийского дивизиона. Рубка рассчитана на пребывание трех человек: управляющий огнем, визирщик, телефонист. Броневая рубка собрана из четырех гнутых боковых плит, соединенных между собой креплением типа «ласточкин хвост», и плиты покрытия. В каждой боковой плите имелась застекленная амбразура для наблюдения, в плите покрытия имелось отверстие для установки командирского визира ВБК-1. Вход в рубку осуществлялся через верхний этаж командного поста, по вертикальной лестнице. В правой, задней части КП находилась вращающаяся бронированная рубка Б-19 оснащённая стереоскопическим дальномером ДМ-6.

В 1935 году строительство батареи было окончено, однако её совершенствование продолжалось. В 1941 году в связи с тем, что КП на горе Давыдова часто оказывался в тумане, было решено возвести туманный пост на берегу моря. Местом для туманного КП стал мыс Давыдова. Туманный КП представлял из себя двухэтажную буто-бетонную постройку, верхний этаж которой представлял из себя рубку управляющего огнём, дальномерную площадку разместили на перекрытии туманного КП позади рубки. Туманный КП был оборудован бетонной и железной лестницами, естественным освещением через окна, печным отоплением. Полезная площадь сооружения 17 кв. м. Строительство объекта было окончено 1 августа 1941 года[11]. В послевоенное время батарея получила радиолокационную станцию управления огнём, для антенны которой на рубке основного КП было установлено цилиндрическое основание, оно было стандартным, такое же было установлено на береговой батарее № 905.

Первоначально батареи Де-Кастри находились в оперативном подчинении командования Краснознамённой Амурской флотилии с правом их инспектирования командованием береговой обороны Дальнего Востока. В 1934 году Береговая оборона Дальнего Востока была упразднена, и береговые батареи Де-Кастри были переподчинены командованию укреплённого района[12]. Во время Советско-японской войны 1945 года батарея № 934 входила в состав 103-его Отдельного артиллерийского дивизиона Де-Кастринской военно-морской базы[13]. Открыть огонь по противнику ей не удалось, так как вместо отражения японского десанта советские вооруженные силы сами перешли в решительное наступление на южный Сахалин. В послевоенное время, в связи с переходом южного Сахалина в состав СССР надобность в береговой батарее № 934 отпала, и в 1959 году она была расформирована[14].

Несмотря на то, что береговые батареи Де-Кастри ни разу не открывали огонь по врагу, они сыграли свою роль по сдерживанию потенциального противника. Японский флот, имея опыт борьбы с береговыми батареями Порт-Артура, Циндао, во Второй мировой войне предпочитал не атаковать приморские крепости в лоб, а обходить их с суши высаживая десант далеко в стороне (Сингапур), что сильно затягивало операцию. Поэтому можно предположить, что наличие береговых батарей в Де-Кастри так же вынудило бы японское командование искать обходные пути, что было весьма не просто с учетом рельефа местности и отсутствия инфраструктуры в данном районе.

 

[1] Автор выражает свою благодарность за оказанное содействие и помощь супружеской чете Светлане и Андрею Попугаевым, а также Владимиру Калинину за ряд советов и консультаций.

[2] Впервые статья была опубликована в сборнике научных статей «Основные тенденции государственного и общественного развития России: история и современность». – Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского государственного университета, 2015. – Вып. 9. С. 56-74.

[3] Калинин В.И., Воробьев С.А. Сталь и бетон против Микадо. Береговая  оборона и укрепленные районы сухопутной границы на Дальнем Востоке СССР. 1932-1945 гг. // Крепость Россия: Историко-фортификационный сборник. Выпуск 2. Владивосток:  Дальнаука, 2005. - С. 98.

[4] Там же.

[5] В. И. Калинин, С. А. Воробьёв, Ю. В. Иванов, А.В. Стехов, Н. В. Гаврилкин. 180-мм береговые артиллерийские батареи на защите морских подступов к Владивостоку в 1932-1945 гг. Часть 1. Открытые батареи.  // Крепость Россия: Историко-фортификационный сборник. Вып. 1.Владивосток: Дальнаука, 2003. С. 35.

[6] Там же. С. 36.

[7] Широкорад  А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии / Под. общ. ред. А.Е. Тараса. – Мн.: Харвест, 2000. С. 1087-1089.

[8] Там же. С. 406.

[9] Крепость Россия: Историко-фортификационный сборник. Вып. 1. Владивосток: Дальнаука, 2003. С. 37.

[10] Российский государственный архив военно-морского флота, ф. 1939, оп. 1, д. 1, л. 49.

[11] Сведения предоставлены Ю. В. Ивановым.

[12] Калинин В.И., Воробьев С.А. Сталь и бетон против Микадо. Береговая  оборона и укрепленные районы сухопутной границы на Дальнем Востоке СССР. 1932-1945 гг. // Крепость Россия: Историко-фортификационный сборник. Выпуск 2. Владивосток:  Дальнаука, 2005. - С. 98.

[13] Там же. С. 157.

[14] Широкорад А.Б. Дальневосточный финал. – М. 2005. С. 155.

Орудийный блок. Вид сзади.

Орудийный блок. Подштырьевое помещение. На переднем плане люк в подземную потерну.

Орудийный блок. Зарядный погреб. Слева стеллаж зарядов, справа турникет подачи зарядов.

Орудийный блок. Снарядный погреб.

Орудийный блок. Перегрузочное отделение. Элеватор подачи боезапаса.

Командный пост оголённый карьерными разработками.

Командный пост. Вид бронерубки снаружи.

Командный пост. Вид бронерубки изнутри.

Командный пост. Люк движения личного состава.

Силовая. Межэтажная лестница.

Силовая. Дизельгенератор.

Силовая. Помещение дизельгенераторной.

Силовая. Помещение электрощитовой.

Колпак дальномера туманного КП.

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Цусимские форумы
  • Русский фортификационный сайт
  • Форум "Фортовед"
  • Отключить рекламу на сайте
  • Copyright Tideger © 2024 Яндекс.Метрика Бесплатный хостинг uCoz