Береговые батареи Дальнего Востока России
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

УДК 94(470):623.1/3

С.В. Киреев

КОРОЛЕВСТВО ЗАЗЕРКАЛЬЯ:

Береговая батарея № 940 Шкотовского сектора береговой обороны главной

военно-морской базы тихоокеанского флота Владивосток[1]

(по материалам полевого исследования)[2]

 

Отношения Японии с Россией, а затем с СССР всегда были достаточно сложны, и береговые батареи, построенные по всему Тихоокеанскому побережью от Хасана до Чукотки тому свидетельство. Наибольшим количеством береговых батарей обладала главная военно-морская база СССР на Дальнем Востоке Владивосток. Береговые батареи во Владивостоке и вокруг него возводились с конца XIX века по 1914 год. С началом первой мировой войны и переносом усилий Российской империи на Западный фронт возведение береговых батарей во Владивостоке было приостановлено, часть батарей была разоружена, а их материальная часть отправлена на запад. Затем были революция, гражданская война, интервенция, которые не лучшим образом сказались на береговой обороне Владивостока. Японские интервенты уходили последними с Дальнего Востока. Стремясь ускорить вывод японских войск, правительство Советской России пошло на демилитаризацию Владивостока, что и было осуществлено в 1923 г. Однако осложнение международной обстановки на Дальнем Востоке заставляло задумываться о возрождении береговой обороны на Дальнем Востоке. События 1929 г. на КВЖД окончательно убедили советское руководство в необходимости возрождения береговой обороны. 

В мае 1931 г. Революционный Военный Совет СССР принимает решение о строительстве новых береговых батарей на Дальнем Востоке и как бы стремясь подтвердить правильность принятого решения, японские войска в этот же год вторгаются в Маньчжурию.

В первую очередь строительство береговых батарей велось в пределах бывшего крепостного района, однако это не давало гарантированной неприступности Владивостоку со стороны моря. Ни для кого не являлось секретом, что в традициях японских вооружённых сил было не атаковать приморские крепости в лоб, а высаживать десант в стороне и захватывать их с суши. Именно таким образом Япония дважды (во время японо-китайской и русско-японской войн) захватывала Порт-Артур, а в 1914 г. германскую военно-морскую базу Германии в Китае Циндао. Южнее и севернее Владивостока находилось достаточное количество удобных бухт пригодных для высадки десанта, с последующим выходом на подступы Владивостока. Для исключения возможности обхода главной военно-морской базы с флангов в 1932 г. было принято решение сформировать Приморский укреплённый район в составе Барабашского, Шкотовского, Сучанского укреплённых секторов[3]. В 1934 году Барабашский УР был передан армии, а Шкотовский и Сучанский сектора бывшего Приморского укрепрайона были переформированы в Шкотовский и Сучанский укрепленные районы Морских сил Дальнего Востока (с 1935 г. Тихоокеанский флот). В Шкотовском укрепрайоне в 1934 г. стали строить береговые батареи № 907 на мысе Майделя, № 940 на мысе Трамбецкого (официально введена в строй 1 июля 1934 г.), каждая вооружалась четырьмя 152-мм пушки Канэ, причем батарею № 940, как более важную, вооружили модернизированными пушками Канэ с углом возвышения увеличенным до 40 градусов[4]. Тактическим назначением батарей было прикрытие входов в залив Стрелок, батарея № 907 контролировала западный проход, соответственно батарея № 940 восточный.

Береговая батарея № 940 относится к типу облегчённых. Батарея открытая, то есть просматривается со стороны моря. Боевой порядок имеет следующий вид: четыре орудийных дворика расположены на прямой линии по гребню вытянутой вдоль берега высоты. Высота расположения орудийных двориков 64 м над уровнем моря. По фронту огневая позиция батареи занимает 90 м, при этом расстояние между центрами двориков составляет 30 м. Строгое разнесение двориков на равное расстояние по прямой на одной высоте обуславливалось возможностями системы управления огнём типа Гейслер. С правой стороны от первого орудийного дворика примерно в 105 метрах находится командный пост, в 55 м от которого на юго-запад расположен дальномерный дворик. Между вторым и третьим орудийными двориками расположена рубка управляющего огнём. В 40 м позади огневой позиции, на обратном скате высоты (что повысило их защищённость при обстреле с моря) расположены два погреба боезапаса (соответственно по одному на каждые два орудия. Между погребами расположено газоубежище личного состава. Между газоубежищем и правым погребом находится дворик неизвестного назначения, предположительно он предназначался для тренировочного станка по отработке заряжания орудия. Вперед, на 600 м от огневой позиции, вынесена боевая позиция прожектора. Вторая прожекторная позиция располагалась на мысе Гембачева[5]. Примерно посредине расстояния между КП и первым орудийным двориком, на 50 м в тыл расположен гараж прожекторной установки. Позади и правее гаража расположен артиллерийский городок, от которого до наших дней сохранились остатки дома начальствующего состава, казарма и служебные постройки. К артиллерийскому городку ведёт грунтовая дорога, которая имеет ответвление к огневой позиции, проходя ее, выходит к КП. Примерно на середине расстояния между КП и 1-м орудийным двориком дорога имеет ответвление на север к прожекторному гаражу и на юг в строну боевой позиции прожектора, образуя перекрёсток.

Первый и четвёртый орудийные дворики батареи представляют собой круглое орудийное основание диаметром 7,91 м., окружённое бетонным бруствером высотой 1 м., толщиной 0,51 м. В боковой стенке бруствера устроена одна ниша боезапаса шириной 2,28 м., глубиной 1,35 м., высотой 0,77 м. Покрытие ниши имело противооткольную одежду в виде двутавровых балок с вставками из полос котельного железа. С внутренней стороны бруствера имеется градуированная шкала для облегчения наводки орудия. В задней части бруствера имеется проход шириной 1,19 м., такой же проход имеется в боковой стенке бруствера, напротив ниши хранения боезапаса. Первый и четвёртый орудийный дворик выполнены зеркально относительно друг друга: у первого дворика ниша боезапаса находится справа, у четвёртого слева. В центре дворика имеется «колодец» глубиной 84 см. диаметром 4,2 метра предназначенный для обеспечения нормального отката ствола на максимальном угле возвышения, также это позволило нормализовать работу заряжающих, после отказа от платформы для заряжания на орудийной установке. В центре колодца устанавливалась штатная для береговой установки 152-мм пушки Канэ металлическая тумба, на которую и монтировалась орудийная установка. Тумба представляла собой клёпанную конструкцию в виде усечённого конуса которое с помощью 24 установочных болтов расположенных по диаметру 2,38 м. закреплялось на бетонном фундаменте. На верхней плите тумбы имелись 24 отверстия по диаметру 1475 мм для крепления станка с орудием, что позволяло при необходимости устанавливать на береговые тумбы орудия, как на береговом станке, так и на станках Морского ведомства. Данное решение было применено и на двух других батареях имевших на вооружении данную артиллерийскую систему: батареи № 900 и 906 Сучанского сектора береговой обороны главной военно-морской базы тихоокеанского флота Владивосток. Если «колодец» был общим атрибутом орудийных двориков данных береговых батарей, то остальные элементы были индивидуальны.

Второй и третий орудийный дворик так же были выполнены в виде опоясанного бетонным бруствером круга, однако ниши боезапаса первых выстрелов были выполнены иначе: они находятся сразу за бруствером с левой стороны (у второго дворика) от бокового выхода из дворика. Ниш две, они разделёны перегородкой толщиной 0,34 м. Высота ниши 1,5 м, ширина 0,88 м, глубина 1,58 м. Покрытие ниш имело противооткольную одежду в виде двутавровых балок с вставками из полос котельного железа. Так как уровень пола около ниш оказался ниже уровня орудийного основания, то пришлось установить лестницу для движения личного состава. Для облегчения манипуляций с боезапасом боковой выход к нишам был увеличен до 1,33 м. Второй и третий орудийный дворик так же были выполнены зеркально относительно друг друга: ниши боезапаса у второго находятся с левой стороны, у третьего, соответственно, с правой.

На вооружении батареи состояла 152-мм береговая пушка Канэ, принятая на вооружение Военного ведомства в 1895 году. Пушка имела ствол длиной 45 калибров, тормоз отката гидравлический, накатник пружинный, заряжение унитарное, угол вертикальной наводки от -10 до +30 градусов, горизонтальная наводка 360 градусов. Номенклатура боезапаса пушки за время её длительной службы стала весьма обширной: имелись снаряды осветительные, сегментные, ныряющие, химические, шрапнель, стальные, чугунные, фугасный образца 1907 г. без наконечника, фугасный образца 1907 г. модернизированный, фугасный образца 1915 года, фугасный образца 1928 г. Последний тип имел вес 51,06 кг, содержал взрывчатое вещество 3,15 кг, вес заряда 11,5 кг, что позволило придать снаряду начальную скорость 735 м/с и дальность стрельбы 19 735 м при максимальном угле возвышения[6]. К концу 1920-х годов пушка Канэ уже устарела как конструктивно, так и по баллистическим данным. Однако промышленность СССР, в значительной степени утратившая кадры и технологии во время Гражданской войны, не могла быстро спроектировать и наладить выпуск орудий нового поколения. Первоначально была предпринята попытка увеличить угол возвышения ствола до 60 градусов, а в перспективе до 80 градусов, что теоретически должно было дать увеличение дальности стрельбы и возможность вести зенитный огонь, это было данью модной в те годы идее «универсального орудия». Было изготовлено 7 орудий с углом возвышения 60 градусов, эксплуатация которых показала, что большая сложность и затратность подобной модернизации даёт весьма небольшой выигрыш в дальности стрельбы. В результате было принято решение ограничить угол возвышения 40 градусами. Рабочие чертежи были разработаны в конструкторском бюро Ленинградского металлического завода (ЛМЗ) с 15 ноября 1932 г. по 1 января 1933 г. В рамках данной модернизации был применён гидропневматический накатник вместо пружинного, противооткатные устройства разместили над стволом. Приводы наведения остались ручные, установили прицел ЛМЗ образца 1929 года, предусмотрена возможность применения ПУАО. Стоимость модернизации составила 70 000 рублей[7]. Результат модернизации нельзя признать слишком успешным: дальность стрельбы фугасным снарядом обр. 1928 года на угле возвышения 40 градусов возросла лишь на 2 012 м. достигнув 21 765 м. Всего было модернизировано 12 орудий, которые и были переданы в береговую оборону Дальнего Востока на батареи № 900, 906, 940 (по 4 установки на каждую батарею соответственно).

Погреба боезапаса были типовой конструкции (такие же погреба имели береговые батареи № 27, 907 Шкотовского, № 906 Сучанского, № 912 Островного секторов Береговой обороны главной военно-морской базы тихоокеанского флота Владивосток, № 910, 920, 930 Владимиро-Ольгинской военно-морской базы). Погреба представляли собой бутобетонную постройку четырёх-отсечного типа, с двумя входами прикрытыми коленчатыми тупиками. Соответственно с каждой стороны погреба располагался вход, прикрытый бронированной дверью и два отсека, один из них проходной. Потолок погреба толщиной 0,35 м имеет противооткольную одежду в виде двутавровых балок с вставками из полос котельного железа.

Командный пост батареи так же выполнен по типовому проекту, таким же КП располагали береговые батареи № 900, 906 Сучанского сектора береговой обороны главной военно-морской базы тихоокеанского флота Владивосток, № 943 Николаевской-на-Амуре военно-морской базы. КП представляет собой заглублённую в землю двухэтажную казематированную железобетонную постройку. Верхний этаж состоит из коленчатого сквозника, тамбура, центрального коридора, служебных помещений (центральный пост с приборами управления стрельбой, телефонный узел, душевая, гальюн), высота помещений 2,44 м. Особенностью КП является отсутствие традиционной рубки управляющего артиллерийским огнём, вместо неё КП был оборудован перископическим прибором наблюдения, для управляющего огнём это было менее удобное решение чем рубка, но обеспечивало лучшую противохимическую защиту, чему в те времена уделялось большое значение. Нижний этаж КП был техническим. На этаже находились: силовая, кубрик личного состава, фильтровентиляционная, система отопления. Высота помещений 2,44 м. Связь между этажами осуществлялась через два люка, один был предназначен для движения личного состава по скоб-трапу, другой технический для перемещения габаритных предметов. Потолок КП имеет противооткольную одежду в виде двутавровых балок с вставками из полос котельного железа.

Впереди КП находится площадка дальномера, представляющая собой бетонную площадку (в плане похожа на запятую) диаметром 3,4 м, опоясанную бутобетонным бруствером высотой 0,94 м при ширине 0,3 метра, с проходом 1,05 м. В центре дворика устанавливался шести метровый дальномер системы Цейса[8].

Рубка управляющего огнем представляет собой практически квадратное в плане (1,45 м на 1,15 м) бутобетонное сооружение, высотой 1,5 м оборудованное входом и смотровой щелью.

В духе времени, было уделено большое внимание противохимической защите. Командный пост батареи, имея средства герметизации и фильтровентиляционную установку, мог рассматриваться как коллективное противохимическое убежище. Однако требовалось подобное укрытие и для орудийной прислуги, персоналу погребов боеприпаса. Газоубежище батареи так же является типовым: подобные сооружения водили в состав береговых батарей № 907 Шкотовского, № 912 Островного секторов береговой обороны главной военно-морской базы тихоокеанского флота Владивосток, № 910, 930 Владимиро-Ольгинской военно-морской базы. Убежище представляет собой бутобетонную постройку имеющую коленчатый сквозник, тамбур, центральный коридор, два больших кубрика личного состава и пять служебных помещений (душевая, гальюн, склад припасов и др.). Потолок имеет противооткольную одежду в виде двутавровых балок с вставками из полос котельного железа.

Гараж прожекторной установки несколько необычен, типовой гараж возводился из бутобетона и имел два отсека: большой для грузовой машины с размещённым в кузове прожектором и малый служивший для технических нужд. Гараж 940-й батареи был сложен из камня на бетонном растворе, кроме того из-за наличия двух прожекторных боевых позиций, батарея располагала двумя прожекторными установками, соответственно гараж был расширен под хранение двух машин.

Уникальным образом оборудована боевая позиция прожектора. В склоне холма была сделана выемка, облицованная каменной кладкой на цементном растворе, получился прямоугольник шириной 3,6 м, длиной 5,8 м, высотой 3,6 м. Стена, обращённая к морю имеет продолжение в виде бруствера длиной 4,2 м, высотой 0,7 м. Подобное решение позволяет укрывать практически полностью прожекторную машину, оставляя снаружи только часть кузова с находящимся на нём прожектором.

Во время Советско-японской войны 1945 г. береговая батарея № 940 входила в состав 51-го Отдельного артиллерийского дивизиона Шкотовского сектора береговой обороны[9]. Открыть огонь по противнику ей не довелось, так как вместо отражения японского десанта советские вооруженные силы сами перешли в решительное наступление. После советско-японской войны батарея продолжала оставаться среди действующих, просто сменился потенциальный противник: место японского императорского флота занял флот США. Во время различных кризисов холодной войны боевые корабли ВМС США часто показывались ввиду наших берегов (гражданская война в Китае, Корейская война, Венгерский кризис и т.д.), что вынуждало держать «порох сухим». В 1951 г. батарея прошла перевооружение: пушки Канэ были заменены на четыре установки Б-13. 130 мм пушки были установлены через переходник на старые металлические тумбы, «колодец» ставший теперь не нужным, был на ¾ заделан бутобетонной кладкой. Последняя четверть была использована для подводки кабеля управления артиллерийским огнём (к приборам расположенном непосредственно на орудии он подводился через центральный штырь установки).

Пушка Б-13, была принята на вооружение флота в 1935 г., как главный калибр эскадренных миноносцев и лидеров, но впоследствии она широко применялась на кораблях других классов и береговых батареях. Орудие имело щит из противопульной брони толщиной 13 мм, длина ствола составила 50 калибров, вес 12,8 т, угол вертикального наведения от -5 до +45 градусов. Боекомплект пушки состоял из осколочно-фугасных, полубронебойных снарядов и дистанционных гранат. Все они имели одинаковый вес в 33,5 кг и выпускались из ствола с начальной скоростью 879 м/с, на максимальную дальность 25,731 км (предельное значение из таблицы стрельбы). Боезапас раздельный: снаряд и пороховой заряд в картузе. Затвор поршневой, с пластическим обтюратором[10]. Заряжение осуществлялось вручную, досылка – пневматическим досылателем (впоследствии пневматический досылатель был заменен пружинным) или ручным прибойником. Скорострельность колебалась в пределах 6–10 выстрелов в минуту, в зависимости от угла возвышения. Расчет орудия составлял 10 человек: командир орудия, замочный, вертикальный наводчик, горизонтальный наводчик, установщик прицела, установщик целика, 1-й снарядный, 2-й снарядный, 1-й патронный, 2-й патронный.

Береговая артиллерия калибром 130-мм предназначалась для борьбы с лёгкими крейсерами, уничтожения эскадренных миноносцев, сторожевых кораблей, минных заградителей, тральщиков, транспортов, десантных и вспомогательных кораблей[11]. Считалось, что одна береговая батарея 130-мм калибра может самостоятельно вести бой с 2–3 кораблями класса эскадренный миноносец, тральщик, сторожевой корабль[12].

Однако развитие военных технологий (появление ядерного, ракетного и управляемого оружия) постепенно сводили на нет ценность стационарных береговых батарей и в 1972 г. после тридцати восьми лет службы береговая батарея № 940 была расформирована[13].

Несмотря на то, что береговые батареи Шкотовского сектора ни разу не открывали огонь по врагу, они сыграли свою роль по сдерживанию потенциального противника. Японский флот, имея опыт борьбы с береговыми батареями Порт-Артура, Циндао, во Второй мировой войне предпочитал не атаковать приморские крепости в лоб, а обходить их с суши высаживая десант далеко в стороне (Сингапур), что сильно затягивало операцию. Поэтому можно предположить, что наличие береговых батарей в Шкотовском секторе так же вынудило бы японское командование искать обходные пути к Владивостоку севернее, что было весьма не просто с учетом рельефа местности и отсутствия инфраструктуры в данном районе.


[1] Впервые статья была опубликована в сборнике научных статей «Основные тенденции государственного и общественного развития России: история и современность». – Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского государственного университета, 2018. – Вып. 12. С. 65-91.

[2] Автор выражает благодарность за оказанную техническую помощь в исследованиях заместителю директора по учебно-воспитательной работе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Находки, руководителю объединения Прим-Поиск В.В. Анохину за предоставленные ценные материалы, а так же В.И. Калинину за редакторскую правку данной статьи.

[3] Аюшин Н. Б., В. И. Калинин, С. А. Воробьёв, Гаврилкин Н. В. Крепость Владивосток. – Санкт-Петербург 2001. С. 191.

[4] Широкорад А.Б. Дальневосточный финал. – М., 2005. С. 152.

[5] Сведения предоставлены Ю.В. Ивановым.

[6] Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии / Под. общ. ред. А.Е. Тараса. – Мн.: Харвест, 2000. С. 1051–1054.

[7] Там же С. 1054–1056.

[8] Сведения предоставлены Ю.В. Ивановым.

[9] Калинин В.И., Воробьев С.А. Сталь и бетон против Микадо. Береговая оборона и укрепленные районы сухопутной границы на Дальнем Востоке СССР. 1932–1945 гг. // Крепость Россия: Историко-фортификационный сборник. Выпуск 2. Владивосток: Дальнаука, 2005. – С.155.

[10] Балакин С. Легендарные «Семёрки». Эсминцы «Сталинской» серии. – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. – С. 17.

[11] Боевой устав береговой артиллерии военно-морского флота. – М.: Военное издательство министерства обороны Союза ССР, 1955. С. 5.

[12] Там же. С. 23.

[13] Широкорад А.Б. Дальневосточный финал. – М., 2005. С. 152.

 

ПРОСМОТРЕТЬ ФОТОМАТЕРИАЛЫ И ЧЕРТЕЖИ К СТАТЬЕ --->

Поиск
Календарь
«  Май 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Цусимские форумы
  • Русский фортификационный сайт
  • Форум "Фортовед"
  • Отключить рекламу на сайте
  • Copyright Tideger © 2021 Яндекс.Метрика Бесплатный хостинг uCoz